Вера Холоднёва

Виды художественной росписи

22 сообщения в этой теме

Здравствуйте, форумчане! Недавно я увлеклась художественной росписью. На данный момент осваиваю мезенскую (палащельскую) роспись по дереву. Но мне также интересны и другие многочисленные виды росписи. Кто также небезразличен к этой теме - предлагаю составить в этой теме каталог-перечень видов росписи с визуализацией.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.  

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охотапароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Мезенская роспись - одна из поздних крестьянских росписей. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

0_a1279_13ae715b_XL.jpg

250px-Mezenskaya_rospis.jpg

130501124021.jpg

images.jpg

mezen1.jpg

post53888_img1_1.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хохломская роспись

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по черному фону. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. 

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и чёрным цветом и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остаётся золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Столицей Золотой Хохломы является город Семёнов Нижегородской области. Самая знаменитая фабрика "Хохломская роспись" уходит своими корнями в далекий XVII век, когда в Нижегородской губернии возник традиционный для нашего времени художественный промысел. Наименование знаменитого промысла возникло от названия крупного торгового села Хохлома, в которое на ярмарку привозили все деревянные изделия. В 1916 году в городе Семенов открылась Школа художественной обработки дерева. Именно первые выпускники этой школы во главе с Г.П. Матвеевым в 1931 году учредили небольшую артель, которая позже переросла в крупное производственное объединение «Хохломская Роспись». С начала 1960-х годов и до нашего времени артель «Хохломская Роспись» остается самым крупным предприятием, которое производит художественные изделия из дерева, украшенные хохломской росписью.

029c30d673d6.jpg

82645_603x354.jpg

141024205638.jpeg

images_337470.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гжельская роспись

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.

В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре - яркое, крупное пятно - изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы и создают самостоятельные декоративные запоминающиеся образы. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

 

4401.jpg

11528.JPG

gzhel19.jpg

maxresdefault.jpg

14768783.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Урало-сибирская роспись

Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска.
Зарождение урало-сибирской росписи связано с колонизацией в XVII –XVIII веках восточных территорий России. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству жилых и общественных зданий, а потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров.фантазийных форм (львов, вазонов, некоторых птиц) и богатую (южную) цветовую гамму.

Основными мотивами композиции служили «Букет» в вазе или без неё и «Древо жизни» с охраняющими древо животными и птицами на ветвях. Традиционный колорит промысла использует небольшое количество цветов основных элементов: один цвет для всей зелени, один – для всех или группы цветов, и один для ягод. Роспись традиционно выполнялась на окрашенной древесине масляной краской.

урало-сиб 3.jpeg

урало-сиб 5.jpg

урало-сиб 6.jpg

урало-сиб 7.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жостовская роспись

Этот российский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов существует с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (сейчас это Мытищинский район Московской области) — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников.

Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.

Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Независимо от поверхности, на которую наносится жостовская живопись, используется многослойное письмо.

Допускается варьирование живописи, художественных и декоративных приемов (выбор колорита, изменение композиционного решения), свободный и разнообразный выбор декоративных приемов и техники исполнения (применение техники плотного, сквозного и смешанного письма), выбор декоративных материалов (бронзовая, алюминиевая пудра и паста, перламутр, поталь).

жостово 1.jpg

жостово 2.jpg

жостово 3.jpg

жостово 4.jpg

жостово 5.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Палех

Особенности палехской живописи связаны с тем, что родилась она из иконописи и основана на ее традициях и приемах, даже в качестве краски мастера до сих пор используют яичную темперу, которой пишут иконы.

Для палехской росписи используется черный или темный фон, что символизирует тьму, из которой в процессе кропотливой и сложной работы рождается жизнь и цвет, к тому же он обладает внутренним объемом, что придает картинам особую глубину.

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции — настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха — это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова. Благодаря своей изысканности, богатству красок и деталей рисунка, палехские миниатюры создают ощущение легкости и праздника.

палех 1.jpg

палех 2.jpg

палех 3.jpg

палех 4.jpg

палех 5.jpg

палех 6.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Городецкая роспись

Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.

Украшающая донца для прялок, мебель, сундуки, сани, дуги и множество других бытовых предметов, городецкая роспись всегда отличалась содержательностью и была богата жанровыми сценами.
Они могли быть условными, вольными по характеру и иногда напоминали шарж в своей декоративности. 

Сюжетами для росписи становились жизненные ситуации, обычно крестьянский и купеческий быт. Значительную часть художества занимали широко и декоративно расписанные цветочные мотивы. Часто встречаются реалистичные и идеализированные мотивы образов птиц и животных. Здесь можно увидеть львов и барсов, величественных коней и петухов в гордой и воинственной позе. Нередко изображения делали парными, обращенными одно к другому.
Поле росписей городецкие мастера щедро усеивают цветами (ромашками, купавками, розами), целыми их букетами и гирляндами. А иногда, где уместно, используется мотив пышного занавеса со шнуром.
В росписи используются контрастные яркие цвета: зеленый (яркий), красный (напряженный), синий (глубокий) и еще больше подчеркивающий декоративность мотивов черный цвет. Изображение наносится без предварительного рисунка. Для этого используется кисть, которая взаимодействует с поверхностью будущего произведения свободным ударом. При этом, мастер может использовать всевозможные приемы: от широких мазков до тончайших штрихов.

городец 1.jpg

городец 2.jpg

городец 3.jpg

городец 4.jpg

городец_5.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бо́рецкая роспись

Как  русский народный художественный промысел росписи по дереву, существует с XVIII века.

Сначала была распространена в одном центре Росписи — селе Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина. Впоследствии отпочковались еще два центра со своими особенностями: «пучужская роспись» (центр — в бывшем селе Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и «тоемская роспись» (ещё выше по течению — деревня Жерлигинская).

 Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.

09806084.jpg.3a45532ae6dc58ecea8541e650eb452a.jpg

Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы.

Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц.

images.jpg.1f6829bec090a653742a6c5bda4f5348.jpg

По древней легенде, «начало всех начал» — это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.

Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские.

2a80335f65b8.jpg.8a50811ecc9cd2cd64edbb3403c08296.jpg

Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород.

Марфа Борецкая, якобы, вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст».

Сейчас Борок это пристань в Бо́рецком сельском поселении Виноградовского района Архангельской области в 7 километрах от Городка и несколько близлежащих деревень.

Вероятно, среди новгородских и ладожских переселенцев были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.

4578006_nabor_doski_enl.jpg

images (1).jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Федоскинская роспись

Самый старинный русский промысел, сохранившийся до наших дней, - Федоскино, ведущий родословную от лукутинских и вишняковских лаков. В конце XVIII в. Купец П. Коробов основал в Подмосковье фабрику лакирных изделий, которая в начале XIX в. Перешла к его зятю П. Лукутину. При нем и его сыне Александре фабрика достигла своего расцвета, ее изделия, известные как «Лукутинская миниатюра», получили широкое признание. Они успешно конкурировали с другими лаками на отечественном и заграничном рынках. Изделия украшались сюжетной росписью: жанровой, исторической, мифологической, пейзажной, портретами. Часто это были свободные копии популярных картин.

Особое место в лукутинских, вишняковски, федоскинских произведениях занимал мотив троек. Выезды на лошадях в прошлом были одним из естественных и популярных средств передвижения.

Тройки и хороводы раскрывают душу народа. Хороводы и пляски – это целый мир русской жизни. Нежный шелест березовых рощ, журчанье ручейков, щебетанье птиц, свежесть и прелесть раннего утра чудится в плавных движениях девичьих хороводов. Это и языческая обрядовость, плетущая нить преемственности поколений («Северная песня»). Хоровод – сокровенность, утаенность переживаний. Пляска – половодье чувств. В пляске за внешней поглощенностью скрывается буйный темперамент, который через секунду прорвется в неистовый пляс и отчаянное озорство.

Такая разная, Федоскинская роспись!

fullsize.jpg

fullsize1.jpg

DSC_2951.jpg

paleh3.jpg

0_502d6_12b07a50_XL.jpg

10_pashinin.jpeg

0_9206b_1d7d5b06_orig-500x363.jpg

0_8bb4d_6b6f59ad_orig-500x375.jpg

Изменено пользователем olkos2002
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПЕТЕРБУРГСКАЯ РОСПИСЬ

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Это особенный строгий и изысканный стиль, соответствующий облику города на Неве:чугунные решетки, золотые купола, белые ночи. 
К сожалению, роспись сегодня практически неизвестна. Возрождается усилиями художников и преподавателей школ Бут М.П., Тихоновой Н.А. 
Цветовая гамма: черный, белый и золото. 


Цветы белых ночей 

Белой ночью расцветают чудесные цветы. Разворачиваются нежные, почти воздушные белые лепестки и богатые золотые листья. Ночь окутывает их черным бархатом, укрывая на время мимолетней темноты. Растут эти цветы на черных подносах, шкатулках, вазах... 

В традиционно-прикладном искусстве наиболее ярко проявляется мироощущение народа. Каждое изделие «привязано» к определенной местности. Эта связь историческая, географическая, культурная. Как тут не вспомнить «пламя» Хохломы, пышные букеты Волхова, строгость Северной Двины 

Одним из примеров является «Петербургская роспись». Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на черном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями. Яркость и красота сочетались с простотой исполнения. Но для приобретения известности не хватило времени - в тяжелое революционное время было не до «красоты и загадочности». 

Так роспись «канула в лету». К счастью, усилиями энтузиастов этот вид росписи сегодня вновь живет, и мы можем увидеть эти прекрасные цветы. Хочется отметить, что возрождают это искусство в основном учителя школ Санкт-Петербурга: Тихонова Надежда Александровна (учитель ИЗО школы №500), Бут Марина Павловна (учитель ИЗО школы №391) и др. Работая с детьми, они передают бесценное культурное наследие. 

Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. 

Сегодня роспись приобретает новое звучание. Мы с вами являемся свидетелями рождения нового вида промысла: «Петербургской росписи». Роспись украшает уже не только подносы – теперь и вазы, шкатулки, панно поражают изысканностью и изяществом. Петербург возвращает свой стиль, свой неповторимый стиль. 

62182ef6d9ca (1).jpg

9a4b45d62e61.jpg

fdac17c2ef4b.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Похлов-Майданская роспись

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

 Отличный сайт с элементами данного вида росписи: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/polhov-maidan/polhov-maidan.htm

 

6759.jpg

1865742563.jpg

bbf9ac397e25t.jpg

maidan-02.jpg

maidan-03.jpg

maidan-04.jpg

maidan-05.jpg

maidan-06.jpg

maidan-07.jpg

maidan-12.jpg

maidan-13.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Основна пижемской росписи - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.

_N_Bhf9ZgpA.jpg

6YDlFyzoqpY.jpg

22e2aaf33544ea7847881b6cd3fw--russkij-stil-raznos-pizhemskaya-rospis.jpg

094b203bfed127a77c47cc467057ff2a.jpg

0998c39635e5aab5359bbafec9115b6d.jpg

c705b899982f7b58dea2bd15b4n0--dlya-doma-i-interera-shkatulka-s-pizhemskoj-rospisyu.jpg

pizma-1-01.jpg

pizma-1-08.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гуслицкая роспись

Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица - так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово- Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П.Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. "Гуслицкая" манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи - сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

0_e6bb2_ad35623d_L.jpg

0_e6bc0_22124a2a_L.png

48648549_IMGP3153.jpg

101794453_060813_0911_1.png

AUIOQ0QI.jpg

fc5f9ad2f6969bd641417d79fac904ae.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ракульская роспись

Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей — богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами.В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы — виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

06d5e4e5993009678cb0.jpg

7bbb7a627cb5d8046b53eddc6dd66781.JPG

4587561_0_652e3_2d107950_l.jpg

4587566_brk12.jpg

c73660e1397c9c5306a952708f9d0458.JPG

dvina_2-01.jpg

fcb2c0c32a2415271db3a17acf2787e6.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Шекснинская роспись золоченка

«Шекснинская золоченка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись «золоченкой». Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй ее основан на сочетании красного, золотого и черного цвета традиционного для древнерусской иконописи.Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, – вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.

0_a504a_769863c9_orig.jpg

0_a504c_c047e360_orig.jpg

0_a5045_c1645ce0_M.jpg

0_a5081_eb31baaa_M.jpg

3_1165058443_.jpg

Шекснинская золоченка2.jpg

Изменено пользователем Вера Холоднёва
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Глубоковская роспись

Интересный и своеобразный центр народной росписи был на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области). Составлял его куст деревень в отдаленных, глухих местах, затерявшихся в лесах северного края. Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера – шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние – насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет.

0_92b63_35832383_XL.jpg

IMG_0093_870130476_.JPG

IMG_0172.jpg

IMG_0180.jpg

IMG_0183.jpg

IMG_0192.jpg

IMG_0195.jpg

IMG_8947.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гаютинская роспись

Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции – древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри. 

Подробнее об элементах гаютинской росписи: http://iamruss.ru/gayutinskaya-rospis-iz-vologodskoy-oblasti/

Гаютинская роспись
Веселый характер росписи придает многоцветие красок – красных, оранжевых, зеленых, голубых, золотых и серебряных оттенков, которые накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Такая роспись присутствовала в основном на прялках. Сокровенная символика гаютинской росписи – символика мироздания и мироустройства.
Гаютинская роспись. Фото pp.vk.me/c630026/v630026287/194c9/Jhg_Xqc-9VU.jpg
Современные вологодские мастера украшают мелким бисерным узором сувенирные изделия – шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки.

0_a50d4_c70f9377_XL.jpg

0_a50d5_17ac43b3_XL.jpg

0_a50d6_5b1ae1ed_XL.jpg

0_a50d9_bf415185_L.jpg

0_a50db_4fe60c7e_L.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кичменгско-Городецкая роспись

Кичменгско-Городецкая роспись бытовала на пограничье современных Костромской, Кировской и Вологодской областей. Во многих деревнях Кичменгско-Городецкого района предметы мебели и внутренняя отделка домов были украшены сочной декоративной живописью. Выполнялись росписи в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Во второй половине XIX – начале XX века мастеровые из Костромской и Вятской губерний целыми артелями расписывали интерьеры крестьянских домов: заборки, стены, двери, голбцы, а также мебель и предметы быта: шкафы, зыбки, прялки, сундуки. Росписи выполнялись масляной краской без грунтовки обычно на охристых или красных фонах. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зеленый. Желтый, синий и черный часто служили в качестве добавочных. Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимал ведущее место. Лев воспринимался в качестве стража, оберегающего хозяйское добро. Народ ценил силу, мужество и благородство в облике зверя. В Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда.
Шкатулка. Кичменгско-Городецкая роспись. Автор Валерия Егорова. Фото vk.comclub46559759
Древнейший символ традиционного народного искусства Русского Севера – Древа жизни – просматривается и в Кичменгско-Городецкой росписи. Ведущий орнаментальный сюжет «цветущая ветвь», одна или несколько, переплетаясь с другими, поднимается вверх и заканчивается мощным «виноградием». «Виноградие» – распространенный символ в культуре Русского Севера, несущий благополучие и богатство. «Виноградия» – так называются поздравительные песни с пожеланиями добра и счастья. Такие песни пели в Вологодской области колядовщики на Святках при обходе дворов с благопожеланиями, а также в свадьбу молодым. Это жизнеутверждающий символ цветения в природе и человеческом житье.

11_18.jpg

11_20.jpg

11_21.jpg

11_24.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уфтюгская роспись

Эта роспись получила свое название от села Верхняя Уфтюга (в местном наречии «Ухтюга»), расположенного в 60 километрах от Сольвычегодска, и, как говорят старожилы, в «ста десяти километрах санного пути» от Великого Устюга. Прежде эта территория принадлежала Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сегодня Верхняя Уфтюга относится к Красноборскому району Архангельской области.
Уфтюгская роспись
Изысканность и сдержанность, тонкость и изящество, гармония и пропорциональность элементов, нежные пастельные тона – вот что характеризует уфтюгскую роспись. Ее традиционная композиция – гибкая ветвь, украшенная тюльпанами или «котлами», как их называют местные мастера, плодами и листьями. На ветвях сидят изящные и грациозные птицы, подобные райским. Такая роспись украшала туеса, коробья, прялки, колыбельки, уподобляя убранство горницы райскому саду. Стиль росписи хорошо узнаваем.
Уфтюгская роспись

dsc_6232w.jpg_thumbnail0.jpg

dsc_6733w.jpg_thumbnail0.jpg

рисунок общий вид.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кемеровская роспись

Кемеровская роспись - одна из ветвей урало-сибирской росписи. 

Эта роспись создана на основе смешения двух техник - жостовской и нижнетагильской. 
И на основе нижнетагильской росписи, группой во главе с В. Пантелеевой, была разработана своя техника росписи. Особенность двухцветный мазок. 

В отличие от нижнетагильской (которая раньше была более декоративной) кемеровская стала более реалистичной, в композиции стали использовать хвою, шишки, таежные травы. 

В нижнетагильской росписи применяют круглые беличьи кисти, а в кемеровской сразу стали прменять плоскую синтетику, что тоже придает росписи индивидуальность. 

Кемеровская роспись выполнялась на фабрике "Весна". И к сожалению фабрика в 2001 году закрылась. 

Мастера остались, и несколько из них до сих пор продолжают самостоятельно двигать и распространять эту замечательную технику росписи. 

Разнообразие различных объемных форм дает простор фантазии. 

Роспись выполняется масляными художественными красками, затем после высыхания покрывается лаком. 

kemerovskaya3.jpg

full_news_photo.jpg

80942006_3848903_Izobrajenie_099_1_.jpg

img5.jpg

80696754_3848903_Izobrajenie_088.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пермогорская роспись

Само понятие пермогорской росписи появилось давно. А зарождалось она на основе изображений Великого Устюга. Сегодня это искусство севера приобретает все большую популярность. Отличительной чертой пермогорских рисунков является выполнение затейливых композиций на белом фоне.

Наверное, все видели в музеях пермогорские прялки. Именно на них чаще всего писали два самых знаменитых рисунка — птицу Сирин в райских кущах и птиц возле Дерева жизни. Кроме изображений пермогорская роспись сопровождается надписями. Также на прялках можно увидеть традиционные композиции в виде женщин с прялками, свадебного поезда, семью за обедом. В общем рисовали то, с чем сталкивались в повседневной жизни: люди, звери, работа, орудия труда.

Кроме прялок пермогорской росписью украшали люльки младенцев, короба, туески, блюда. Очень часто и изображения соответствовали тому, зачем применялась вещь. Например, на колыбелях рисовали младенца и его дальшую жизнь, на хлебнице — трапезу, на блюде для рыбы — рыбу.

В пермогорской росписи используют такие цвета:

  • желтый;
  • зеленый;
  • красный;
  • очень редко синий.

28f53faffa05a9de5d48cf6e7ef8e2ce.jpg

106465851_large_0_b5232_21d0d8b_2XL.jpg

1390884956_kf3itvdbzfu.jpg

pa100194.jpg

permogorskaya-rospis1-245x300.jpg

Без названия.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас